Концепция работы с одаренными детьми

Содержание данного направления:

1.      Концепция одаренности.
2.      Положение о работе с одаренными детьми.
3.      Программа«Одаренные дети»
4.      План работы
5.      Виртуальные мастерские
6.      Отчеты проведенных мероприятий.

I. Общие положения.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для такихдостижений) в том или ином виде деятельности. 


Цели и задачи.
Цель: создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:

           1,Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

             2,Организация разнообразной внеурочной и внешкольной  деятельности;
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

              3.Принципы работы с одарёнными детьми.
Индивидуализация обучения  (наличие индивидуального плана обученияучащихся – высший уровень).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.

              4.Участниками реализации данного положения являются:
Администрация школы (директор,заместители);
Рабочая группа, создаваемая сроком на1 год;
Руководители школьных методических кафедр, МО;
Учителя-предметники;
Кл. руководители;
Руководители кружков и секций;
Медицинские работники;
Психологи
Библиотекарь;
Родители или законные представители учащихся;
Попечительский совет (если есть).

               5.Формы проведения мониторинга реализации положения.

Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений учащихся

1 раз в год

Предметные недели

По годовому плану

Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми.

 педсовет

Внутришкольный контроль.

По годовому плану

Творческие отчёты кружков и спортивных секций.

1 раз в год

Тематические конкурсы, выставки.

По годовому плану.

Проектная деятельность

По годовому плану

Мониторинг динамики развития

По годовому плану

 

 

 

II.Организация и функциональное обеспечение данного положения.
 
      1.Функции директора.
Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и учителей, работающих с одаренными учащимися.
Введение штатной единицы (заместителя директора или ответственного за работу с одаренными детьми).
 
     2.Функции зам. директора.
Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание, элективы, ПИДы). (Постоянно).
Оформление нормативной документации;
Разработка программ;
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. (Не менее 1 раза в год.)
Координация действий учителей,работающих с одарёнными детьми. (Постоянно)
Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. (По заявкам учителей-предметников и кл. руководителей).
Сбор банка данных по одарённым детям.
 
     3.Функции рабочей группы.
Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.
Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
Определение критериев эффективности работы.
Подготовка отчетов о работе содаренными детьми;
 
       4.Функции руководителей ШМК, ШМО.
Планирование и  проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно). 
Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно).
Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы, стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.)
Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
 
     5.Функции учителей-предметников.
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
 
      6.Функции классных руководителей.
Выявление детей с общей одарённостью. 
Оформление в дневниках кл.руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми; 
Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования;
 
      7.Функции руководителей кружков и секций.
Выявление одарённых детей.
Организация творческих отчётов детей.
Предоставление необходимой информации кл. руководителям.
Консультирование родителей. 
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме); 

         8. Функции психолога
Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
 
          Программа  «Одарённые дети»
 
Модернизация российской системы образовании,  требования к уровню подготовки к выпускников школы в условиях компетентного  подхода, научно-технический   прогресс и быстро меняющиеся условия  общественной жизни,  предъявляемые человеку новые требования, выполнить которое под силу только творческой, способной гибко реагировать  на смену обстоятельств, личности обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации.