Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан
Введение
Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан (далее - Концепция) является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления системы среднего общего образования страны.
Данная Концепция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан \'Об образовании\'; \'Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года\', Государственной программой развития образования в Республике Казахстан до 2010 года, Посланием Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана \'Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации\', Совещанием министров образования европейских стран в Болонье, рекомендациями ЮНЕСКО по непрерывному образованию.
В эпоху высочайшего динамизма, глобализации, интенсивного развития средств коммуникации, которые меняют образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния, интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности становятся основным капиталом общества.
В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.
Содержание казахстанского среднего общего образования характеризуется регламентацией получения учащимися знаний, умений и навыков по областям отдельных учебных предметов, что недостаточно для компетентного участия их в жизни. Информационная перегруженность содержания образования ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся.
Мировой опыт также свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянства изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.
Цель Концепции - определение стратегии развития и путей обновления системы среднего общего образования Республики Казахстан в условиях 12-летней школы.
Задачи Концепции:
- раскрыть цели, задачи, структуру, содержание образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса в 12-летней школе;
- подготовить финансово-экономическое обоснование перехода на 12-летнее образование;
- определить ожидаемые результаты данной Концепции.
Концепция состоит из следующих разделов:
- Обоснование перехода на 12-летнее среднее общее об?азование с учетом мировых тенденций и отечественного опыта.
- Цель и ожидаемые результаты 12-лет него среднего общего образования.
- Структура среднего общего образования.
- Основные направления обновления содержания образования.
- Особенности организации образовательного процесса.
- Педагогические кадры.
- Система оценивания ожидаемых результатов образования.
- Управление системой среднего общего образования.
- Условия реализации Концепции 12-летнего среднего общего образования.
______________________________
I. Обоснование перехода на 12-летнее обучение с учетом мировых тенденций и отечественного опыта
Основными тенденциями мирового развития, обуславливающими существенные изменения в системе образования, являются:
- ускорение темпов развития общества;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества;
- демократизация общества;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции;
- рост значения человеческого капитала.
В соответствии с этим в системе образования развитых стран наметились тенденции обновления философии и методологии образования, изменений методов конструирования содержания образования, выработки более совершенных моделей содержания образования, поисков эффективных способов управления образованием и т. д.
Преодоление традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, является одним из стратегических направлений мирового образования.
Казахстанская средняя общеобразовательная школа за последние годы заметно изменила свой облик. Сделаны крупные шаги в поддержку обновления системы образования, в т.ч. разработка и внедрение государственных общеобязательных стандартов образования, внедрение трехступенчатой модели высшего образования на основе кредитной технологии, внедрение вариативного образования, начата работа по разработке критериев оценки качества образования и т.д.
Но достигнутые результаты не в полной мере обеспечивают устойчивый экономический рост и развитие человеческого капитала. Факторами, негативно влияющими на уровень развития системы образования Казахстана, остаются:
- Отсутствие в школьном образовании диагностичного целеполагания.
- Ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности.
- Сохранение устаревшей системы оценивания учебных достижений, которая не
носит стимулирующий характер, не обеспечивает объективность и приводит к стрессовым ситуациям. - Недостаточное развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствие зрелых мотивов самоопределения, низкий уровень осознания собственных интересов и перспектив.
Современное геополитическое, экономическое и социальное состояние казахстанского общества, интеграция в мировое образовательное пространство требует модернизации системы среднего общего образования Республики Казахстан, что обуславливает необходимость пересмотра целей, структуры и содержания школьного образования и увеличения срока обучения.
В настоящий период сформировался определенный международный стандарт среднего образования, который рассчитан на 12-летнюю школу.
Согласно Декларации Совета Европы (1992 г.) в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Япония, Германия, Франция и т.д. Из стран СНГ выбрали 12-летний срок обучения Беларусь, Украина, Узбекистан и страны Балтии.
Переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования новой национальной модели образования.
______________________________
II. Цель и ожидаемые результаты 12-летнего среднего общего образования
Главная цель 12-летнего общего среднего образования:
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде следующих ключевых компетенций выпускника:
- Ценностно-ориентационная компетенция - способность ученика адекватно воспринимать окружающий мир, умение находить свою роль в созидательной жизни общества на основе высших этических ценностей, гражданственности и патриотизма.
Данная компетенция обеспечивает умение принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях. А самое главное - быть патриотом своей Родины - Казахстана, проявлять гражданскую активность, понимать политическую систему, уметь давать оценку
происходящим социальным событиям. - Культурологическая компетенция - обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей, позволяющих освоить этнокультурные явления и традиции в обществе, культурологические основы личной, семейной и социальной жизни. Понимать роль науки в развитии человека и общества. Владение эффективными способами организации культурно-досуговой деятельности, что позволит понимать и ценить культуру своего народа и культурное многообразие мира; быть приверженным идеям духовного согласия и толерантности.
- Учебно-познавательная компетенция - комплексная компетенция, обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося. Данная компетенция предусматривает умение эффективно планировать, организовывать свою образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии своей деятельности по освоению знаний на основе требований соответствующей функциональной грамотности, что позволит понимать научную картину мира, иметь навыки поисково-исследовательской деятельности.
- Коммуникативная компетенция предусматривает знание родного и других языков, обеспечивающее владение способами взаимодействия и общения с людьми, в различных социальных группах, исполнение различных социальных ролей в обществе, умение использовать разнообразные объекты коммуникации для решения конкретных жизненных ситуаций, овладения навыками общения на казахском языке как государственном, на языке межнационального общения, на иностранных языках.
- Информационно-технологическая компетенция предполагает умение ориентироваться, самостоятельно искать, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации и знаний при помощи реальных технических объектов и информационных технологий.
- Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом активной гражданско-общественной деятельности в сфере семейных, трудовых, экономических и политических общественных отношений. Компетенция предусматривает умение анализировать конкретную социально-общественную ситуацию, принимать решение и действовать в соответствии с личной и общественной выгодой в разнообразных жизненных ситуациях.
- Компетенция личностного саморазвития. Данная компетенция предусматривает овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностями, обеспечивающими физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Компетенция предполагает формирование психологической грамотности, внутренней экологической культуры, заботу о собственном здоровье и владение основами безопасной жизнедеятельности, что, в целом, позволит овладеть такими качествами, как умение соотносить свои возможности с реальной перспективой планирования и организации деятельности, с чувством собственного достоинства, быть ответственным за свои поступки и свою жизнь.
______________________________
III. Структура среднего общего образования
Обновление структуры среднего общего образования заключается в возможности более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, создать условия для индивидуализации обучения.
Структурно-содержательная модель 12-летнего среднего общего образования организована на основе ряда принципов, в т.ч.:
- с учетом возрастной периодизации развития личности;
- направленности на достижение ожидаемых результатов;
- преемственности обучения;
- самостоятельности каждой ступени обучения.
Особую значимость приобретает в условиях 12-летнего образования уровень дошкольного образования и воспитания. Предшкольная подготовка 5-летних детей должна осуществляться с учетом психологических, педагогических, физических, физиологических требований как главных условий качества подготовленности детей для обучения в начальной школе.
1 ступень среднего общего образования (1-4 классы).
Возраст начала обучения -- 6 лет.
Продолжительность обучения - 4 года,
Основное назначение 1 ступени - раскрытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им возможностей к самореализации, осмыслении знаний об окружающей действительности, формирование желания и умения учиться, т.е. создание подлинной познавательной мотивации, необходимой на последующих ступенях обучения, формирование у младших школьников целостной учебной деятельности.
Обеспечение становления личности ребенка, целостного развития его способностей. Организация учебной деятельности в начальной школе, способствующей приобретению необходимых умений и навыков, привития навыков чтения, письма, счета, овладение элементами творческого мышления, основами личной гигиены и здоровьесбережения.
2 ступень среднего общего образования (5-10 классы).
Продолжительность обучения - 6 лет.
Основное назначение 2-й ступени - создание условий для получения основного общего образования, формирования целостного мировоззрения, культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределения личности. Организация учебной деятельности, способствующей овладению механизмами самоорганизации личности, методами научного познания, способами теоретического мышления, возникновению профессиональных и познавательных намерений.
Основная школа является обязательной базовой, позволяющей продолжить обучение в профильной школе или организациях начального и среднего профессионального образования.
Особенностью данной ступени является введение предпрофильной подготовки, которая предполагает ориентацию учащихся на осознанный выбор профиля обучения в школе третьей ступени.
3-я ступень среднего общего образования (11-12 классы).
Продолжительность обучения — 2 года.
Основное назначение третьей ступени — создание условий для реализации профильного обучения, которое является завершающим этапом среднего общего образования, ориентированного на индивидуализацию и дифференциацию обучения, социализацию обучающихся в соответствии с потребностями, интересами и намерениями старшеклассников в отношении продолжения образования и способствующего личностному и жизненному самоопределению учащихся.
Профильное обучение осуществляется по следующим направлениям: естественно-математическому, социально-гуманитарному, технологическому.
Формы профилизации должны определяться с учетом педагогического потенциала школ, возможностей образовательной инфраструктуры, запросов района, города, области.
Реализация профильного обучения осуществляется в общеобразовательной школе, гимназии, лицее, специализированной школе для одаренных детей, специальной школе для детей с ограниченными возможностями.
С учетом материально-технического состояния, кадрового потенциала и учебно-методического обеспечения предусматриваются следующие организационные формы профильного обучения на третьей ступени:
- Монопрофильная школа - реализация одного профиля обучения.
- Полипрофильная школа - реализация нескольких профилей обучения.
- Профильные классы в общеобразовательной школе, гимназии, лицее, специализированной школе для одаренных детей.
- Региональный ресурсный центр - организация образования, обладающая достаточным материальным и кадровым потенциалом, ресурсы которого используются другими школами для проведения профильного обучения. Ресурсные центры могут быть организованы при ВУЗах, колледжах или образовательных центрах. (В условиях сельской школы сельский ресурсный центр - это объединение вокруг более крупной организации образования, в которой интегрируется кадровый, материально-технический и учебно-методический потенциал всех входящих в него школ и обеспечивается полноценное базовое и профильное образование на селе).
- Вечерние, заочные школы преимущественно открываются на базе профильных
школ и ресурсного центра, при вузах страны, ИШС, имеющих право на осуществление
такой деятельности.
В условиях сельской местности для проживания учащихся из отдаленных сел создаются:
- школа-интернат, где будут представлены все виды профильного обучения для
сельских школьников; - пансионат интернатного типа — обучение учащихся из сельских малокомплектных школ будет осуществляться в средних школах районного центра в зависимости от
избранного профиля или же в ресурсном центре.
______________________________
IV. Основные направления обновления содержания образования
Основными направлениями обновления содержания образования являются:
- приведение содержания образования в соответствие с современными запросами социально-экономического развития общества;
- обеспечение гуманизации содержания образования, его вариативности;
- обеспечение содержания образования, способствующего формированию ключевых компетенций, направленных на воспитание потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике;
- отбор содержания образования, направленный на формирование познавательной мотивации;
- ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям;
- ориентация содержания образования на воспитание уважения к национальной
культуре и открытости по отношению к другим культурным истокам.
С учетом опыта организации содержания среднего образования отечественной и международной школы в состав содержания образования Республики Казахстан включены 8-образовательных областей: \'Язык и литература\', \'Математика\', \'Естествознание\', \'Обществознание\', \'Технология\', \'Искусство\', \'Физическое воспитание\', \'Человековедение\'.
Содержание образовательных областей реализуется через учебные предметы, предусмотренные в Государственном базисном учебном плане.
В содержание образования входят: инвариантный компонент (общеобязательная часть учебной программы, отвечающая по своему содержанию и системе требований государственным базовым образовательным стандартам) и вариативный компонент (вариативная часть учебного плана, осваиваемая учащимся по своему усмотрению и выбору из предлагаемых школой спецкурсов, для формирования самостоятельных исследовательских навыков учащихся обязательное включение спецкурса \'Основы исследовательской культуры\'), на старшей ступени (11-12 классы) добавляется профильный компонент (совокупность курсов, учебных дисциплин, модулей, изучаемых по выбору на углубленном уровне и отвечающих по своему содержанию и системе требований профильным образовательным стандартам).
______________________________
V. Особенности организации образовательного процесса
Модель образовательного процесса в 12-летней школе должна формироваться на основе разноуровневого, вариативного содержания образования, гармонического сочетания репродуктивных и творчески преобразующих технологий обучения на основе сотрудничества учителя и ученика.
При организации обучения в 12-летней школе решающее значен?е, наряду с общедидактическими, имеют следующие принципы:
- учет психофизиологических и возрастных особенностей развития личности;
- ориентированность на достижение ожидаемых результатов;
- открытость;
- интерактивность.
В модели образования, ориентированного на результат, обучение является целенаправленно организованной, взаимосвязанной деятельностью учителя (преподавание) и ученика (учение), что требует разграничения целей каждого из компонентов учебного процесса.
Цели деятельности учителя (преподавание):
- проектирование целей конкретного учебного процесса с учетом ключевых и
предметных целей образовательной области (формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов); - конструирование учебного процесса соответственно требованиям образовательного стандарта с ориентацией на решение комплекса задач по организации усвоения
учебного материала; - подготовка учебных материалов и организация обучения в соответствии с
учебными целями; - использование потенциала информационной среды для проектирования учебно
го процесса и практической реализации; - регулирование личностно-деятельностной направленности усвоения учебного
материала учащимися; - создание полноценных условий для организации опережающего развития учащихся ( достижение зон ближайшего развития);
- создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, стимулирование
положительных эмоций от достижения индивидуальных результатов в виде компетенций; - поиск возможностей расширения образовательного пространства учащихся для
приобретения ими субъективного опыта по использованию полученных знаний и приобретения готовности к самообразованию, самоопределению и самореализации; - оценка текущих результатов, своевременная коррекция обучения, направленная
на достижение поставленных целей.
Цели деятельности ученика (учение):
- использование предоставленной возможности выстроить индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала);
- усвоение умений, способов, приемов деятельности как составных частей учебных
и социальных компетенций; - интегрирование знаний, умений и навыков, способов и приемов работы для раз
решения учебных ситуаций или проявления компетенций; - использование возможности предоставленной или имеющейся информационной
среды (учебники, учебно-методическая литература, мультимедийные программы, дистанционные технологии, сеть Интернет и т.д.) для усвоения содержания школьного
образования и трансформации его в свой личный образовательный капитан.
Разработка и издание учебников - одна из приоритетных государственных задач. Разрабатываемые учебники должны соответствовать требованиям государственного общеобязательного стандарта образования и отбор содержания обучения должен проводиться с учетом образования, ориентированного на результат. Только многоуровневые учебники и учебно-методические комплексы, сконструированные в компетентностном ключе, позволяют организовать разноуровневое и дифференцированное обучение.
При конструировании занятий приоритет отдается целям самореализации учащихся, моделированию содержания учебного материала, формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников.
Одной из основ в обучении и воспитании в 12-летней школе определен деятельностный подход, при котором полнее проявляются и развиваются способности личности. Согласно деятельностному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая является ведущей на данном возрастном этапе.
С деятельностным подходом тесно связан личностно-ориентированный, который нацелен на учет и развитие потенциальных возможностей учащегося, который достигается вариативными программами, дифференцированными заданиями, внеучебными формами организации деятельности, что позволит наиболее полно решить задачи индивидуальной образовательной траектории.
Компетентностный подход в 12-летней школе является наиболее новым и предполагает развитие комплекса качеств учащихся, проявляющихся в способности к осуществлению деятельности в меняющихся условиях, в целом, социальную мобильность выпускника.
Немаловажное значение приобретает создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды, которая целостно отражает в организации образовательного процесса задачи развития психически и физически здоровой личности.
Целесообразно, наряду с традиционными подходами к организации образовательного процесса, применение циклоблочной системы организации учебно-воспитательного процесса, который предусматривает возможность разных вариантов (моделей) циклов продолжительности процесса обучения: недельные, двухнедельные, месячные, четвертные, полугодовые.
При этом существенно трансформируются функции педагогов, которые получают возможность отслеживания и коррегирования образовательного процесса в соответствии с ожидаемыми результатами.
В новых педагогических технологиях акцент с информирующей функции педагога, переносится на функции координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся.
В модели образования, ориентированного на результат, возрастает роль психодиагностической службы, главной функцией которой становится отслеживание развития внутренних личностных ресурсов учащихся на каждом этапе обучения.
Для успешной реализации задач личностно-ориентированного обучения, оптимального использования режима предусматривается организация пятидневного режима рабочей недели. Суббота - развивающий день и направлен на организацию занятий, обеспечивающих личностную ориентацию образования учащихся.
Регулирование продолжительности обучения по четвертям (8 недель) и каникулярного времени будет способствовать сбережению здоровья детей.
______________________________
VI. Педагогические кадры
Важнейшей целью государственной кадровой политики является создание интеллектуального и профессионального ресурса, способного обеспечить высокие темпы социально-экономического развития страны, которое невозможно без качественного казахстанского образования.
Переход к новой системе среднего общего образования, ориентированного на результат, актуализирует проблему целей, содержания и технологий организации профессиональной подготовки психолого-педагогических кадров. Одним из методологических решений является компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является формирование профессионально-личностной компетентности руководителя, учителя, школьного психолога.
Педагог 12-летней школы обязан обладать высоким уровнем сформированное ряда компетентностей:
Специальная компетентность - способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
Социальная компетентность - способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения;
Образовательная компетентность - интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии.
В 12-летней школе особая роль отводится деятельности психолога, которая должна быть направлена на коррекционно-развивающую и просветительскую работу, ориентированную на разновозрастные нормы становления личности учащихся. В соответствии с этим психолог должен владеть необходимыми методиками психодиагностирования, консультирования, коррекции и просвещения.
_______________________________
VII. Система оценивания достижения ожидаемых результатов образования
Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает адекватные способы оценивания по результатам образования отдельного ученика, учителя, школы, региональной и национальной систем в целом.
Результаты обучения в школе требуют всесторонней и объективной оценки успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом.
Совершенствование системы оценивания достижения ожидаемых результатов предполагает параллельное развитие двух линий оценки:
- степени освоения государственного общеобязательного стандарта образования (внешние результаты);
- личностных достижений учащихся (внутренние результаты).
Ожидаемые результаты обучения, приобретенные навыки, сформированные компетенции оцениваются:
- отслеживанием учебных достижений учащихся в соответствии с требованиями
уровней общеобразовательной подготовки; - проведением рубежных и итоговых экзаменов по образовательной области по
окончании каждой ступени среднего общего образования; - проведением Промежуточного Государственного контроля на каждой ступени
школы; - проведением единых Национальных экзаменов после окончания 10, 12 лет обучения;
- проведением Мониторинговых исследований в национальном масштабе;
Проведение диагностических исследований с целью контроля и оценки соответствия достижения результатов обучения каждого ученика государственному общеобязательному стандарту осуществляется на основании:
- выбора измерителей, характеризующие ожидаемые результаты обучения;
- разработки средств для измерения качественных и количественных показателей и результатов деятельности учащихся;
- разработки научно обоснованного метода рейтинговой оценки результатов обучения на основе выполненных тестовых заданий, портфолио, контрольных работ, устных ответов, а также результатов анкетирования учащихся.
Система отслеживания достижений и процедуры оценки результатов учащихся предполагается на различных уровнях: индивидуальном, школьном, региональном, международном.
Единые Национальные экзамены, Промежуточный Государственный контроль, Мониторинговые исследования организуются по решению Министерства образования и науки Республики Казахстан и проводятся для оценки ожидаемых результатов, отслеживания качества образовательного процесса, коррекции и управления в школе, сравнения уровней достижения ожидаемых результатов учащихся в национальном масштабе, выявления тенденций, возникающих в системе образования.
______________________________
VIII. Управление системой 12-летнего образования
Для эффективного управления системой 12-летнего образования и обеспечения качества обучения необходимо четкое распределение функций школы, местного сообщества, социальных партнеров и государственных органов управления.
Важной составляющей в управлении школы является обеспечение регулярной самооценки качества образования. Под качеством образования в новых условиях понимается достижение обучающимися таких образовательных и личностных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.
В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире. Повышению качества образования должны способствовать:
- совершенствование системы управления, руководства, отчетности и разработки
соответствующих документов; - система диагностики и мониторинга качества образования, деятельности школ;
- методическая система обучения, основанная на личностно-деятельностном,
компетентностном подходах; - осуществление разумной децентрализации администрирования, управления школами;
- повышение ответственности семьи, дошкольных организаций за раннюю диагностику детей и создание образовательной среды для их развития с целью обеспечения прав детей с разными нуждами;
- внедрение новой рейтинговой системы оценки качества образования.
Необходимо освоение организациями образования ведущих управленческих технологий, способствующих переводу каждого субъекта образовательного процесса в режим саморазвития.
______________________________
IX. Условия реализации Концепции 12-летнего среднего общего образования
Реализация Концепции 12-летнего среднего общего образования сопровождается:
- разработкой государственного общеобязательного (национального) стандарта
12-летнего среднего общего образования. - разработкой концептуально-методических основ и содержания предметных
стандартов образования; - разработкой нового Законопроекта Республики Казахстан \'Об образовании\' и
соответствующих нормативных правовых актов. - разработкой рейтинговой системы оценивания достижения ожидаемых результатов;
- обеспечением учебно-методическими и материально-техническими средствами;
- созданием психологической службы, новых форм организаций профильного обучения в масштабе страны;
- адаптацией учите