12 летняя школа

Печать

О ГРАФИКЕ ПЕРЕХОДАНА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Автор: Super User TPL_WARP_ON . TPL_WARP_POSTED_IN 12 летнее образование в школе

Выступление Б. Каримжанова,
и.о. директора Департамента дошкольного
и среднего образования

Уважаемые коллеги!

 Одной из ключевых задач реформирования системы образования Республики Казахстан в «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы»  рассматривается переход на 12-летнее среднее образование (слайд 2).

Переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели отвечающие современным требованиям и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство (слайд 3).

 

Уважаемые коллеги!

До внедрения 12 летнего образования  осталось немногим, более четырех лет и сегодня перед Министерством и местными исполнительными органами образования всех уровней стоит вопрос подготовки к внедрению в Казахстане 12-летнего образования. Для перехода проводится целенаправленная работа.

Структура образования 12-летней школы 4+6+2 утверждена Законом РК «Об образовании» (слайд 4):

Уровень начального образования                ( 1–4 классы);

Уровень основного среднего образования  (5-10 классы);

Уровень общего среднего образования       (11–12 классы).

Это соответствует международному опыту 12-летнего обучения и текущим социально-экономическим условиям Казахстана (большая доля (56,4%) малокомплектных школ, кадровый состав учителей, учебная нагрузка педагогов начальной школы, материально-техническое оснащение школ).

В Госпрограмме четко определена схема перехода (слайд 5).

В 2015 году обучение по программе 12-летней школы начнут учащиеся 1, 5 и 11 классов. Данный контингент учащихся будут продолжать обучение по новой программе и  в последующие  годы.

2016 г. - 1,2 кл

2017 г. - 1,2,3 кл

2018 г. - 1,2,3,4 кл

2019 г. - 1,2,3,4 кл

2020 г. - 1,2,3,4, кл

5,6,     11,12 кл

5,6,7,   11,12 к

5,6,7,8,  11,12 кл

5,6,7,8,9, 11,12 кл

5,6,7,8,9,10,11,12 кл

Для эффективной реализации данного процесса в период с 2015 по 2018 годы определена следующая схема перехода учащихся на программы 12-летней школы.

 Начиная с сентября 2015 года:

·               прием в 1 класс будет проводиться по двум программам (в зависимости от возраста учащихся на 1 сентября 2015 года):

    а) дети 7-летнего возраста будут обучатся по адаптированным программам 12 летнего образования в течение 11 лет;

б) дети 6-летнего возраста – по полной 12-летней программе;

·  5 класс 12 летней школы будет обучатся по адаптированным программам.

·выпускники 9-х классов начнут обучение в 11-м классе профильной  школы по программе «Бейіндік мектеп».                      

Данная схема перехода  соответствуют задаче, поставленной Президентом   Н.А. Назарбаевым – в 2020 году будет осуществлен полный переход казахстанской школы на программы 12-летнего обучения. Будет обеспечен ежегодный выпуск основной и средней школы (слайд 6).  

Уважаемые коллеги!

С целью реализации данной Госпрограммы развития образования Министерством разработан проект пошагового Плана мероприятий по переходу на 12-летнее образование.

В плане определены сроки разработки документов по нормативному правовому и научно-методическому обеспечению учебного процесса 12-летней школы  (слайд 7):

2010 – 2014 годы - подготовительный период;

2015 год -  начало внедрения стандартов  12-летнего образования 1, 5, 11 классов;

2016 – 2020 годы - поэтапное внедрение стандартов 12-летнего образования.

 Областным управлениям образований по согласованию с акиматами необходимо разработать территориальные планы перехода на 12-летнее обучение.

Уважаемые коллеги, гости!

Акцентирую Ваше внимание что  в 2015 - 2016 учебном году прогнозируемое количество  поступающих в 1 класс составит свыше  624 тыс. детей  в возрасте   6-7 лет (слайд 8).

К 1 сентябрю 2015 года контингент учащихся в школах по сравнению с 2014 годом увеличится в 2 раза.

По нашим прогнозным данным в 2015-2016 учебному году контингент учащихся 11 классов составит около 175 тыс. детей, прогнозируемое количество класс-комплектов – свыше  8 тыс (слайд 9).

В связи с чем, предстоит решить проблему дефицита ученических мест, которая возникнет при удвоении числа учащихся 1 класса.

Данную проблему предлагаем решить двумя путями:

   1. За счет вывода контингента предшколы (около 180 тыс. мест);

  2. За счет строительства профильных школ. В Госпрограмме предусмотрено строительство 80-ти школ на 96 тыс. ученических мест (слайд 10).

Программа 11-х и 12-х классов предполагает профилизацию обучения по двум основным направлениям: естественно-математическому, общественно-гуманитарному.

Организационно-содержательные формы профилизации будут определяться  с учетом педагогического потенциала школ, социально-экономических потребностей района, города, области и возможностей образовательной инфраструктуры.

Предполагается, что в профильной школе продолжит обучение 60% выпускников 10 классов. Поступление в профильную школу будет осуществляться на основе национального тестирования

Для создания сети профильных школ необходимо:

-         перепрофилировать школы в городе;

  - построить на селе школы-интернаты и открыть ресурсные центры;

 - на базе вузов создать школы, реализующие программу профильного обучения «Бейіндік мектеп». На сегодня определены 40 вузов, на базе которых рассматривается возможность размещения и обучения учащихся 11-х и 12-х классов в профильной школе.

Как Вы знаете 56,4% школ республики являются малокомплектными и зачастую они находятся в отдаленных населенных пунктах

Однако, независимо от места нахождения школ наша обязанность предоставить детям равный доступ к качественному образованию.

Для решения проблем малокомплектных школ в рамках данной программы планируются создание в регионах 160 опорных школ (ресурсных центров).  

Опорная школа (ресурсный центр) – организация образования, на базе которой консолидируются образовательные ресурсы близлежащих малокомплектных школ. За каждым ресурсным центром будут закреплены несколько МКШ.

Учащиеся основных и старших классов МКШ три раза в течение учебного года (в начале, середине и конце) будут выезжать на сессии  (на десять дней) для обучения в опорной школе, где будут сдавать  промежуточную и итоговую аттестацию.

В межсессионный период обучение проводится в МКШ при участии учителей опорной школы и при помощи дистанционных технологий.

Таким образом, ресурсные центры обеспечат доступ к качественному образованию учащимся МКШ.

Уважаемые коллеги !

Мы должны найти все возможности для проведения модернизации образования. Ставя достаточно амбициозные цели, мы обязаны сделать все для их реализации. Как сказал Глава государства, модернизация отечественного образования должна проходить под девизом: «Казахстан – один из лидеров образования Евразии ХХI века».

Спасибо за внимание!